Пароль:

Москва
22:36

Февраль 2006

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

8 февраля 2006
более, чем 11 лет назад

Тимур Гагин. Кнут, пряник и как все 13:08

Оригинальный пост в ЖЖ Тимура Гагина.

Кое-что об основном вопросе психологии.

Некогда, еще в студенческие годы, услышал от одного нашего преподавателя: «Вопрос о мотивации — основной вопрос психологии». Звучало в ту пору солидно, потому что равняло психологию (непопулярную) с самым главным предметом: философией (основой коммунистического сознания). Как же: у философии есть ОСНОВНОЙ ВОПРОС, и у психологии — тоже.

Аргументацию я тогда не очень усвоил (не уверен, что она вообще была), а красивая фраза — запомнилась. Хотя на практике вопросы эти все-таки различаются. «Что первично — материальное или идеальное?» — совсем не то же самое, что «С какого рожна он делает то, что он делает?» И, что любопытно, на практике второй вопрос заметно интереснее первого.

В самом общем виде: человек делает нечто, потому что «делать» ему кажется легче, чем «не делать». Ну, кто помнит, «каждый делает лучший выбор из тех, что считает доступными».

На практике это распадается на три варианта. На «кнут», «пряник» и «как все». Точнее, по степени влияния у большинства в наше время, на «как все», «кнут» и «пряник».

«Как все» — с точки зрения мотивации вариант неразмышляющего действия. Почему я ношу брюки, а не юбку или индейские леггинсы? Да все носят, и я ношу. Функцию выполняет, и ладно. Носили бы все килты, носил бы и я, наверное. Мне легче делать как все, чем принимать по этому поводу какое-то свое решение. Сюда же относится чистка зубов зубной щеткой (а не тряпочкой) и пастой (а не порошком). Повязывание галстука. Письмо ручкой (если от руки). Хождение по правой стороне тротуара. Рукопожатие. Блюда традиционной домашней кухни и прочее. Проще так, легче. Чем каждый раз думать, чего бы такого сотворить с помидорами — порезать их как обычно, и все тут.

Великое множество действий совершаем мы «как все», «как привыкли», «как научены» — выберите вариант — и это серьезно избавляет нас от постоянного принятия решений. Не было бы привычных, очевидных вариантов — жилось бы ощутимо сложнее. «Как все», мы хотим высшего образования (при том, что обычно на выбор работы оно, первое, по крайней мере, влияет слабо), новую машину, модную одежду (мода больше всех играет на мотиве «как все», даже если это «у всех принято одеваться не как все»), едим три раза в день, развлекаемся в кино, театре, ночном клубе. Заметьте, мы себе так и радости ищем не «свои», а «как у всех». Как все, сравниваемся друг с другом, заботимся о родителях (и детях), Впрочем, если над «как все» начинаем задумываться, то обычно приходим ко «кнуту»: а мало ли, что будет, если я не буду «как все»? Вон, все живы-здоровы… А иначе! Ух!

Тут-то «как все» с «кнутом» смыкается, и получается мотив нерадостный, но мощный. Называется «надо».
«Кнут» — это мотивация защитная. Чтоб хуже не было. «Нужны гарантии». Мысленно мы уже потеряли нечто (или близки к этому) и теперь хотим изо всех сил «вернуть, как было». Самый веселый вариант, когда мы придумали себе, «как будет хорошо», потом «представили, какой ужас это потерять» и вот уже роем землю копытом на пустом, в общем-то, месте.

Вот, к примеру, приступы нежности у одного из супругов (искренние!!!) часто возникают на фоне «подумал(а), что он(а) может уйти от меня». Аналогично желание шефа поднять зарплату и условия работы в ответ на сообщение об уходе. Да и запросить за свой товар больше обычно не позволяет не совесть, а «вдруг не продам по такой цене?». Машину ставят на охраняемую стоянку не из любви к машине или владельцу стоянки. Из тех же чувств покупают машину попроще — чтоб угонщики не интересовались.

В мягком варианте «кнут» — это «разумная предусмотрительность» (смотрите прямо в слово: вперед-смотрительность), когда мы прорабатываем варианты. В жестком — «страх, что отнимут», когда мы склонны напасть первыми (как в ревности). Посередине — «тревога». Когда и думать наперед эмоции мешают, и делать чего-то страшно.

«Пряник», увы, не самый распространенный мотив. Это «хочу и мне радостно от этого». Не путать с «хочу, чтобы защититься, чтобы не было страшно». Пряничное «хочу» легкое, в отличие от напряженного «хочу». Когда ты изо всех сил хочешь, чтобы таможенник не нашел лишнюю тысячу баксов (и боишься, что найдет и отнимет) — это не «пряник». Когда ты О-ОЧЕНЬ чего-то хочешь (то есть будет плохо, если не сбудется) — это не «пряник». Это вариант страха. Иногда «страха от того, что у меня не как у всех». Многие этот муторный страх называют желанием. Но разведем мухи с котлетами по отдельности.

«Пряник» — это та самая мотивация, которая появляется после. После того, как человек «защитился» и стал настолько «не хуже других», насколько ему надо, чтобы не бояться. Объективная реальность не при чем. Ему кажется, что можно больше не напрягаться на оборону каждую минуту. Вот он расслабился, заскучал… и захотел развлечься. Если хотите, «пряник» — это страх скуки. Ну или ее нежелание. Это та самая «потеха», которой «час» после «дела» — обслуживания мотивов «кнута» и «как все». Многие вовсе не добираются до «пряника». А из тех, кто все-таки улучает минутку-другую (хотя бы и в отпуске), бОльшая часть вкушает это пряник тоже в режиме «как все»: Турция и Египет, очередной тусняк, автомобильные гонки по улицам и прочие турпоходы. За компанию, в общем. Иногда там встречается кто-то, кто действительно переживает кайф от происходящего, но именно он-то часто «не со всеми», а чуть-чуть сам по себе.

Что же остается на именно «пряник»? Удовольствие. Сиюминутно переживаемое. Лучше сильное, но и умеренное сойдет =). Лишь бы не скука. Потому что от просто скуки люди «по привычке» и «как все» частенько валятся в «проблемы» и «переживания», только бы не было скучно.

Это впрочем, редко осознается именно в таком духе. Чаще человек понимает лишь, что мается: «то ли музыки-цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь». Думает, ну вроде ж все хорошо, и удовольствия не хуже других, какого ж рожна мне надо? Может, у меня что-то не так? Может, у меня проблемы?
Свое! Удовольствие! Чтобы было легко на душе и радовало! Прямо сейчас! Чтобы жить хотелось, чтобы жизнь — радовала!

Вот это «пряник». Ну? И часто это бывает?

К разочарованному своему удивлению, много раз сталкивался с тем, что человек просто не имеет в своей жизни примера такого «хочу». Поэтому и намеков не понимает. «Хочу квартиру новую, — это он понимает, — жена плешь проела, теща со свету сживает, друзья все давно в четырехкомнатных, тьфу!» «Вот этого мужчину хочу, плохо мне без него, страдаю я, а он, сволочь, хоть бы что!» — вот это понимает. А «остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — нет, не понимает. Не до того.
Вот, не понимает он. И жизни его кнуты и удовольствия «как все». Ну и что ему отвечать на вопрос «как себя заставлять?»

Пугайся больше?

Ладно, закончим экскурс в основной вопрос психологии.



Кейворды: ,

Соседние заметки:
Джулиан Джейнс. Сознание и голоса внутри / Почитать