Пароль:

Москва
07:22

Декабрь 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

25 декабря 2007
более, чем 10 лет назад

Задачки для стартаперов от 1 года до 3-х лет 22:12

Взято из блога Юрия Аммосова, авторство его же.

ТЕМА 1 – БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (5 пунктов из 5)

В офисе одного маленького стартапа работают 6 программистов с зарплатой 2500 в месяц, один генеральный директор с зарплатой 5000 в месяц, один бухгалтер с зарплатой 1500 в месяц и два менеджера по продажам с зарплатой 1000 в месяц. Все сотрудники начали работу одновременно. Налоги и сборы на белую зарплату составляют 25%.

Стартап арендует офис по цене 600 в год за метр. Санитарные нормы требуют, чтобы на одного сотрудника приходилось не менее 6 квадратных метров офисной площади. Туалет и коридор занимают вместе 15 квадратных метров. У директора, кроме рабочего места, есть переговорная комната площадью 30 кв.м.

Офисный комплект на человека (стол, стул и шкаф) стоит 500. У всех одинаковые компьютеры-ноутбуки по цене 1000. Все сотрудники сидят в одном помещении за одинаковыми столами. В переговорной стоят большой стол стоимостью 1800 и 6 стульев по 200. Программисты любят сидеть не на стандартных стульях, а в креслах Aeron за 1500 штука. Стандартные стулья от комплектов программистов директор отдал бухгалтеру, чтоб та складывала на них вещи.


1. Сколько денег маленький стартап израсходует на оплату труда за два года, если будет платить зарплату вбелую? Как изменится ответ, если директор, бухгалтер и два программиста начнут работу сразу, два программиста и первый менеджер по продажам через полгода, два программиста и второй менеджер по продажам через год?

2. Сколько денег маленький стартап потратит на аренду офиса и мебель за два года?

3. Сколько в целом потратит маленький стартап на каждого из работающих, и какую долю в процентах от этих затрат составит собственно зарплата, а сколько – накладные расходы на место в офисе с мебелью и компьютером? Общую площадь в расчет не принимайте.

4. Инвесторы маленького стартапа ознакомились с бюджетом и сказали, что:
  • вместо переговорной комнаты директор может устраивать совещания у себя в отдельном кабинете площадью в 15 квадратных метров и со стульями ценой 100;
  • стулья Aeron программисты не получат, ибо нефиг;
  • затраты на налоги можно законно сократить до 15% от зарплаты.
Как теперь изменится доля зарплаты в общих расходах на оплату труда?

5. Директор нашел офис по цене 450 в год, где на человека придется только 4 квадратных метра, туалет – 3 квадратных метра, а переговорных комнат, коридора и кабинета не будет вовсе. Остальные параметры не изменились. Сколько директор сэкономит на новом офисе, если санинспектор не оштрафует его за нарушение санитарных норм?


ТЕМА 2: ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РОСТА (5 пунктов из 5)

У задач этой темы нет общих условий.

1. Маленький стартап зарабатывает тем, что продает рекламу на своем интернет-сайте. Аудитория сайта – 15 000 человек в день, средний посетитель смотрит в среднем 6 страниц, на странице по 2 одинаковых рекламных блока. Какую цену надо написать в прайс-листе в строке «10000 показов баннера», чтобы менеджеры по рекламе могли, предлагать клиентам 75% скидку, а маленький стартап распродав все рекламное место, получал выручку 40 000 в месяц? Так как по выходным аудитория сайта не работает и поэтому на сайт не ходит, примите число рабочих дней в месяце за 20.

2. Если маленький стартап продает ежемесячно рекламы на 40 000, средний клиент покупает месячный контракт на 2 000 и только один клиент из 10 соглашается купить у маленького стартапа рекламу, то сколько рабочего времени проводят в разъездах два менеджера по продажам, если из-за пробок каждый из них может объехать за день не более 5 клиентов? Если каждый менеджер по продажам должен проводить в офисе не меньше 2 дней в неделю, сколько еще менеджеров по продажам надо нанять генеральному директору?

3. Предположим, что в бизнес-плане маленького стартапа написано, что объем продажи рекламы маленького стартапа будет расти с 120 000 в квартал в первый месяц года в 4 раза каждый квартал в течение первого года и в 3 раза в квартал в течение второго года, а рынок Интернет-рекламы составляет в первый квартал года 20 000 000 и растет на 10% в квартал. Реален ли такой прогноз? Почему?

4. Предположим, что в реальности цена единицы рекламы и количество просматриваемых страниц и рекламных блоков на них не изменялись все время, а количество посетителей сайта маленького стартапа выросло с 15 000 человек в день в первый месяц первого года до 1 000 000 человек в день в первый месяц третьего года. Каков оказался объем продаж стартапа в первый месяц третьего года, если в первый месяц первого года он составлял 40 000, и каков был истинный темп квартального и годового роста объема продаж стартапа за этот период?

5. Сосчитайте при условиях, заданных в пункте 4, в каком квартале программистам маленького стартапа придется переносить хостинг на более мощный сайт, если сервер, на котором находится сайт маленького стартапа, рассчитан на не более чем 100 тысяч ежедневных посетителей.


ТЕМА 3: ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА (5 пунктов из 5)

Объем продаж маленького стартапа – 120 000 в квартал и увеличивается на 30% каждый квартал, деньги поступают сразу
Себестоимость продаж маленького стартапа – 25% от выручки,
Ставка НДС – 18%
Рекламный бюджет считается по формуле «20% от оборота предыдущего квартала»
Фиксированный бюджет маленького стартапа – 150 000 в квартал в первый год и 200 000 в квартал во 2 год
Норма перерасхода фиксированного бюджета – 25%
Налог на прибыль – 30%, взимается только с положительной прибыли
У маленького стартапа нет долгов.

(пункты 1-4) Определите, какой объем инвестиций необходим маленькому стартапу:

1. При исходных условиях

2. В случае, если продажи растут на 50% каждый квартал

3. В случае, если фиксированный бюджет сократят на 50 000 в квартал

4. В случае, если рекламный бюджет удастся целиком отнести на себестоимость продаж, но деньги поступают с отсрочкой платежа 90 дней.

5. Инвестор хочет оценить стоимость компании методом DCF со ставкой дисконта 40% годовых (простой процент) и терминальной стоимостью компании в 3 000 000 (Терминальной стоимостью является та сумма, за которую, как предполагается, компанию можно продать по истечении срока финансового прогноза; стоимость компании складывается из суммы оценки DCF и дисконтированной терминальной стоимости);

Основатель хочет оценить стоимость компании как 2,5x объема текущих годовых продаж, считая продажи в 1 квартал 1 года за ¼ от годового объема продаж.

Смогут ли они договориться? Какую долю собственности в стартапе основатель может предложить инвестору в обмен на сумму инвестиций, рассчитанную в п.1?


ТЕМА 4: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС (5 пунктов из 5)

Маленький стартап три раза финансировался венчурными фондами «1», «2» и «3». Изначально у маленького стартапа было 100 000 акций. Предположите, что новые выпуски совершались изначально в виде обыкновенных акций, а ликвидационных преференций у фондов нет.

Раунд Дата Размер раунда Оценка Pre money
A 1 января 2005 г. 1 000 000 2 000 000
B 1 января 2006 г. 5 000 000 20 000 000
C 1 января 2007 г. 10 000 000 50 000 000

1 января 2008 года маленький стартап был продан большой корпорации за 200 000 000.

1. Рассчитайте, сколько акций принадлежало каждому фонду-инвестору после каждого раунда финансирования, если в раунде A участвовал только фонд «1», в раунде B только фонд «2», а в раунде C только фонд «3».

2. Как изменятся доли фондов, если фонд «1» участвовал pro rata в раунде B, а фонд «2» – в раунде C ? (Участие pro rata означает, что фонд докупил в новом раунде столько новых ценных бумаг, чтобы удержать свою долю после предыдущего раунда в процентах и после нового раунда).

3. Какой минимальный размер опциона в штуках обыкновенных акций позволит сотруднику компании купить новый «Порше Кайен» по цене 125 000 после продажи маленького стартапа большой корпорации? Предположите, что сотрудник так хочет «Порше», что потратит на него все деньги, вырученные за опцион.

4. Предположите, что опционный пул равен 20% от общего числа обыкновенных акций, остальные обыкновенные акции принадлежит основателю. Какое максимальное число машин «Порше Кайен» по цене 125 000 смогут накупить сотрудники, потратив на это все вырученные за опционы деньги? Сколько придется им ждать своих «Кайенов», если у дилера по соседству с маленьким стартапом в наличии только два «Кайена», а прочие надо заказывать, при этом квота дилера – не больше 3 машин в месяц? А какую машину купит основатель и сколько у него останется на покупку дома за городом?

5. Предположим, что в раунде A участвовал только фонд «1», в раунде B только фонд «2», а в раунде C только фонд «3», но у каждого из фондов были ликвидационные преференции с коэффициентом 2 (то есть полный возврат двукратного вложенного капитала до того, как будет начат раздел прибыли). Сколько денег в итоге получит каждый фонд после продажи и какую доходность он покажет своим инвесторам по этой сделке? При какой цене продажи маленького стартапа его основателю и сотрудникам, совместно владеющим 100% обыкновенными акциями, не достанется ничего?



Кейворды: fun,

Соседние заметки:
There′s absolutely no bubble in technology (продолжение) / Лоуренс Лессиг «Свободная Культура»